ИЗНАНКА ТУРИЗМА


Напечатано "Киевский телеграф" 19-25 ноября 2004 г.


Ирина Солодченко

Туризм – сложная индустрия, которая управляется  крупными частными компаниями. Туризм называют сферой гостеприимства, и считается, что он несет положительное влияние на экономику страны, так как обеспечивает валютные  поступления и дополнительные рабочие места. Туристические поездки развивают контакты, обеспечивают культурный обмен между хозяевами и гостями, рекламируют традиции и культуру народов, стимулируют чувство гордости в местном населении за их культурное наследие.
Нашей стране есть чем гордиться в плане развития туристической отрасли. По данным Гостурадминистрации Украины количество  иностранных туристов, которые посещают Украину, возрастает с каждым годом. В  2002 г. их количество составляла 10,5 млн. человек, прирост за год 14,6 %. В течение 2003 г. Украину посетили уже 12,5 млн. иностранных туристов. Объем туристского потребления в 2003 г. составлял 28,4 млрд. грн., прирост равняется 18,0 %. Украина в 1997 году стала действительным членом Всемирной туристической организации (WTO), основная цель которой достаточно благородна – «содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии».

Тем не менее, оптимистические цифири Гостурадминистрации не всем ласкают уши и радуют глаз. Почти  в каждой статье или выступлении, посвященном развитию туризма в Украине, проскальзывает сожаление о том, что, учитывая наличие таких богатых историческими памятниками и природными ресурсами регионов  как Крым и Карпаты, можно было бы заманить в Украину и поболее зарубежных вояжеров. Считается хорошим тоном подсчитать упущенные убытки, привести в пример другие страны – Кипр, Египет, Мальту, где население буквально не сеет-не жнет, а и не бедствует притом, потому как умеет выгодно «продать» свои памятники старины и живописную природу, которыми их снабдили Господь Бог и духовно развитые пращуры.
При этом в украинской прессе мало упоминается о негативном влиянии туризма, что культивирует в обществе мысль о полном отсутствии такового. Однако, давно  известно, что  иностранный туризм в экономически развитой, политически устоявшейся стране и иностранный туризм в развивающейся стране – две большие разницы. И украинцам  все-таки следует знать, к чему они стремятся, увеличивая с каждым годом наплыв иностранных туристов. 
За  рубежом о негативном влиянии туризма много пишут и говорят, и там даже создаются «оппозиционные» туризму организации. В частности,  английская организация «Tourism Concern» («Обеспокоенность туризмом»), основанная в  1989 году, сотрудничает с правительствами и проводит широкую разъяснительную работу среди местного населения об обратной стороне «хлебосольного» бизнеса. Главный миф, который стараются развеять подобные учреждения, – это миф о доходах местных компаний и жителей от развития иностранного туризма. Оказывается, в организованных (комплексных) туристических поездках большинство расходов иностранного туриста идут не местным бизнесменам и работникам, а на услуги иностранных авиакомпаний, туроператоров и  других международных компаний (которые часто имеют штаб-квартиры в стране туриста), услуги импортной квалифицированной рабочей силы,  приобретение импортных напитков и продуктов питания, репатриацию доходов. Такое явление называется «утечкой» (“leakage”), и по данным Внешнеэкономического Института Развития (ODI) из Великобритании около 55% расходов иностранного туриста «утекает» из той страны, где он проводит свой отдых. Причем, в Гамбии утечка составляет 75%, а в Индии – 25%.

Неблагоприятное  влияние туризма на окружающую среду


Развивающимся странам часто нечем больше привлечь туристов, как своими природными богатствами. Для заграничных гостей  строятся отели и рестораны, ради которых вырубаются прибрежные леса, берег очищается от  водорослей и коралловых рифов. Высотные гостиницы простираются вдоль берегов на целые километры, как это можно воочию наблюдать у нас на Южном берегу Крыма.
Ученые-экологи утверждают, что моторные лодки способствует развитию береговой эрозии, распространению водных сорняков и химических загрязнителей, замутнению воды в мелких водоемах и наносят вред водоплавающим птицам. Многие отели сбрасывают хлорированную воду из бассейнов прямо в море. Чтобы угодить туристам, желающим иметь комнату с видом на море и дверьми, выходящими прямо на пляж, отели строятся  рядом с водой, что приводит к эрозии почвы.
Строительство туристической инфраструктуры меняет вид местности не в лучшую сторону. Вырубка леса, частые пешие прогулки туристов вызывают осыпи, оползни и смыв почвы. Охота и рыбная ловля сокращают популяции некоторых видов животных и рыб. Присутствие людей нарушает  жизнедеятельность диких животных, птиц и крупных млекопитающих. Шум  радиоприемников и двигателей автомобилей мешает  животным размножаться.
     Недаром туризм причисляют к индустрии, ведь он оказывает негативное влияние на окружающую среду в той же мере, что и другие виды промышленности. Шум, твердые отходы, мусор, сточные воды,  загрязнение воздуха создают  санитарные проблемы и влияют на здоровье местного населения. Журнал  «Наша планета» (“Our planet”), орган ООН по программе охраны окружающей среды, приводит следующие данные: в среднем каждый пассажир круизного  судна в Карибском регионе  «производит» ежедневно 3,5 кг мусора, в то время как каждый житель того же региона на берегу «вырабатывает» его почти в четыре раза меньше – 0,8 кг.

Экономический негатив

    
Развитие туристической инфраструктуры дорого стоит местным органам власти и налогоплательщикам. Огромные средства направляются на улучшение вокзалов, аэропортов, дорог и гостиниц вместо того, чтобы развивать такие необходимые для человека отрасли как образование и здравоохранение.  В Украине это наглядно демонстрируют фешенебельный Киевский вокзал и трасса Киев-Одесса против безлекарственных  больниц и необорудованных школ.
Повышенный спрос на основные услуги и товары ведет к росту цен, в то время как доходы местных жителей остаются на том же уровне. По результатам исследований Университета Сан-Франциско цены в местах развития туризма повышены в среднем на 8%. Особенно «раздуваются»  цены на недвижимость и землю.
Страны, которые «ставят» на туризм как приоритетную отрасль экономики, испытывают сильную экономическую зависимость от количества иностранных туристов. Экономический спад, политические неурядицы  или стихийные бедствия могут привести к коллапсу всей экономики страны.

Нравственный и культурный ущерб


     Есть еще более весомый ущерб от туризма, который не измерить ни  фунтами, ни  стерлингами.
Во-первых, ущерб от разрушения культурных ценностей. Туристы часто небрежно относятся к культурным ценностям, оставляют на них надписи,  откалывают кусочки архитектурных памятников.
Во-вторых, большой урон наносится нравственности и духовному развитию местного населения. Религиозные ритуалы, этнический обряды и фестивали, которые становятся туристическим продуктом, уменьшают духовную ценность этих мероприятий. Известно, что святые  места мало уважаются, если они являются товаром для продажи. К великому сожалению, здесь в пример можно привести украинские святыни Софию Киевскую и Киево-Печерскую Лавру, которые  все больше и больше теряют свою неповторимую ауру оттого, что каждый день через них пробегают орды туристов.
В-третьих, от наплыва иностранных гостей местные жители часто теряют свою самобытность. Приспособление к вкусам туристов  приводит к тому, что ремесленники изготавливают сувениры в зависимости от спроса вместо того, чтобы  развивать искусство своего народа. Яркий пример здесь – Андреевский спуск, наполненный ширпотребом. 
     В-четвертых, местные жители часто теряют доступ к своим национальным богатствам и природным ресурсам. На Южном берегу Крыма можно пройти несколько километров параллельно берегу и не замочить ноги в Черном море из-за того, что доступ к воде загорожен заборами ведомственных санаториев, гостиниц и платных пляжей.
В-пятых, социальные конфликты. Туристы, приезжающие на  отдых из более богатых стран, тратят большие суммы на развлечения, и часто ведут себя более развязно, чем в своей родной стране. Многие местные жители копируют поведение туристов, что негативно влияет на подрастающее поколение. Всем  известна притча, когда в одном курортном городе мамаша спрашивает своего сына, кем бы тот хотел стать, и тот, не задумываясь, выпаливает – «Отдыхающим!».

Украинское «регулирование» туризма


Прекрасно, наверное, что материальное благосостояние землян растет, и они могут посещать разные страны. Украине есть что показать, и, несомненно, мы не можем отгораживаться от мира и запрещать посещение нашей страны с познавательными целями.  Однако необходимо не столько развивать туризм, сколько регулировать его, чтобы не проскочить ту грань, за которой начинается его разрушительное действие.
В настоящее время государственная политика украинского государства направлена именно на развитие, а не на регулирование туристической деятельности. Особенное внимание уделяется иностранному туризму, и в   своем Указе от 10.08.1999 г. N 973 "Об Основных направлениях развития туризма в Украине до 2010 года" Президент Украины подчеркнул, что  приоритетным видом туризма для Украины остается иностранный (въездной) туризм как весомый фактор пополнения валютными поступлениями государственной сокровищницы и создание дополнительных рабочих мест.
Во исполнение данного указа Кабинет Министров Украины в июне 2003 г. утвердил «Мероприятия по развитию иностранного и внутреннего туризма», от которого буквально мороз по коже. Кабмин поручает Гостурадминистрации, заинтересованным центральным и местным органам исполнительной власти вместе с Всеукраинской ассоциацией туристических операторов, Туристической ассоциацией Украины, Укрсоюзтуром разработать и осуществить  комплекс мероприятий по стимулированию развития иностранного туризма по таким направлениям, как круизный, культурный, охотничий, спортивный, деловой, экологический, оздоровительный и детский. Более того, оказывается, существует и такой несколько кощунственный вид туризма как «паломнический туризм», который мы тоже собираемся раскручивать. Для справки:  паломничество – это богослужение, духовная работа, очищение. Странствие паломника  сопряжено с большими трудностями и лишениями. Чем труднее путешествие, тем усерднее паломник молится  и благодарит Бога за  особую милость. Понятно, что туроператоры ничего не могут предложить паломнику из своего арсенала: ни отелей (паломники живут в специальных зданиях при монастырях), ни ресторанов (паломники питаются простой пищей, а то и просто голодают), ни билет в СВ (паломники больше ходят пешком), ни даже искусственных трудностей (по понятным причинам).
Кабминовские «Мероприятия по развитию иностранного и внутреннего туризма» предусматривают сооружение множества увеселительных комплексов. В частности, строительство оздоровительного молодежного спортивного центра в г. Ялте (мало там других центров);  сооружение водных слаломных трасс на р. Южный Буг (см. главу «Неблагоприятное  влияние туризма на окружающую среду»); создание ЦЕНТРА ОТДЫХА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ на территории Национального историко-этнографического заповедника "Переяслав";  создание гольф-трас и аквапарка в Киевской области; подготовку инвестиционных проектов по созданию гольф-клубов. Кстати в гольфе, который не зря называют спортом миллионеров. Трава на площадке для гольфа должна быть настолько ухоженной, чтобы быть похожей на бархат, и достигается такой эффект немалыми усилиями. По данным организации “Tourism Concern» средняя площадка для игры в гольф в такой стране как Таиланд требует 1500 кг химических удобрений, пестицидов и гербицидов  и потребляет она столько же воды, сколько 60000 сельских жителей.

Таким образом, нам необходимо несколько приостановиться с пропагандой иностранного туризма, как «лекарственного средства» для экономики Украины. Крым уже не спасешь – на нем и сейчас живого места нет. Восточной и Центральной Украине кроме своих заводов, фабрик, шахт  и пароходов особо показывать нечего. Но у нас есть Карпатский регион, который рвется стать центром туризма и потому постепенно становится легкой добычей предприимчивых бизнесменов. Галичан учат  строить развлекательные комплексы на своих полях, реках и в лесах; проводить этнические и религиозные обряды «на заказ», водить толпы народа с пластиковыми бутылками в горы.  И все это не есть хорошо. Жители Карпатского региона вполне могут поднимать свою экономику и улучшать свое благосостояние за счет выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции, развития пищевой и местной промышленности, народных промыслов, создания произведений искусства, развития культуры, образования и науки.  В противном случае они рискуют потерять свою самобытность, загубить данную им Богом природу, и это будет очередной трагедией украинской нации.

Путешественник спасет мир


В духовном, экологическом и экономическом  смысле для человечества более полезны путешествия. Путешественник неприхотлив, для него важно видеть людей, изучать традиции и ритуалы местного населения. Путешественник уважает обычаи страны, в которой он находится. Он не загрязняет окружающую среду больше, чем это делают местные жители. Ему не требуется особая пища или напитки. Путешественник находит время и выкраивает деньги для странствования по  стране, в которую его влечет душа, а не модные веяния. Для путешественника выбор страны обусловлен не наличием комфорта, особой пищи или пятизвездочных отелей, а самобытностью страны. Путешественник много ходит пешком. Путешественник едет в Египет, чтобы увидеть древние пирамиды, само прикосновение к которым – таинство и откровение для него. Путешественник едет в Непал, чтобы пропитаться аурой местности, которая родила Будду Шакьямуни, посидеть под деревьями в лесу, в котором он жил, учил, медитировал. Путешественник направляется в Мексику, чтобы увидеть воочию потомков  древнего племени ацтеков. Путешественник едет в Америку, чтобы пересечь ее  от Нью-Йорка до Фриско вместе с духом  Джека Керуака. 
…Путешественник не «увековечивает» себя каждые пять минут на фоне памятников архитектуры. На его немногочисленных снимках обычно много людей. Он  фотографирует только для того, чтобы запомнить лица друзей, которых встретил в дороге, и которые останутся в его памяти навсегда. Долгими зимними вечерами путешественник  будет показывать друзьям и приятелям немногочисленные фотографии, увлекательно рассказывая о  странах, в которых он побывал, в то время как турист будет показывать каждому встречному поперечному свои толстые бесконечные альбомы с фотокарточками и упиваться восторгом, что вот это ОН (ОНА) на фоне Египетских пирамид. А  вот ОН (ОНА) на верблюде. А вот  ОН (ОНА) на фоне Колизея. И  слушатели быстро утомятся от бесконечной череды фотографий и пустопорожней болтовни туриста…

Немає коментарів:

Дописати коментар