Напечатано в "Киевском телеграфе" 15-21 июля 2005 г.
Мода на феминизм: актуальна ли она в Украине
Весь их
женский вопрос — это один только недостаток оригинальности.
Уверяю же вас, что
женский этот весь вопрос выдумали им мужчины, сдуру,
сами на свою
шею…
Ф.М. Достоевский, «Бесы»
Ирина Солодченко
Патриархальный
уклад доминировал на Земле во все времена и на всей ее поверхности.
Всегда считалось, что женщины нуждаются
в опеке наравне с детьми. Время от времени дамы восставали против такого
отношения к ним, и в этом их нередко поддерживали (или подстрекали?) некоторые
представители противоположного пола. Так, немецкий врач и философ, Корнелиус
Агриппа (1486–1535) написал Декламацию
о благородстве и превосходстве женского пола над мужским, а сторонник женского равноправия Пулен де ля Бар,
доказывал, что неравенство полов – это результат подчинения женщины грубой
мужской силе, а совсем не предписание природы.
Но в целом земляне до XVIII в. старались учитывать
это самое “предписание природы”, и даже французским революционерам не пришло в
голову дать своим соотечественницам избирательное право. Француженки,
правда, взбунтовались такому факту и
основали «Общество женщин революционных
республиканок», а некая Олимпия де Гуж даже составила Декларацию прав женщины и гражданки, где требовала предоставления
женщинам политических, в том числе избирательных прав и возможности занимать
государственные посты. Однако завершился дамский бунт довольно минорно: в 1793
г. Конвент запретил деятельность
«Общества женщин революционных республиканок», а Олимпия де Гуж была отправлена
на гильотину. В 1795 француженкам вообще
запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а
вскорости Наполеон в Гражданском кодексе
имени себя предписал: женщины не имеют никаких гражданских прав и
находятся под опекой у мужчин…
Три вала западного феминизма
Не прошло и
ста лет, как феминистические идеи поглотили и Западную Европу и одну из стран
Северной Америки.
Первая волна феминизма взвилась в XIX
в. и продлилась до начала XX в. В США во
время борьбы против рабства суфражистки
попытались заодно вытребовать себе избирательное право, организуя
многолюдные съезды и красочные парады в американском стиле. Желая подчеркнуть,
что женщины – это не слабые глупо-эмоциональные существа, какими их
представляют, парады сделали похожими на военные: лица обоего пола
выстраивались в ряды, одевали нечто вроде униформы и таким образом маршировали
по улицам. В 1848 гг. в городе Сенека Фолз (штат Нью-Йорк) участники Движения
против рабства подписали Декларацию
позиций и резолюций, в которой были заявлены требования о предоставлении
женщинам права на собственность, образование, оплачиваемый труд и участие в
политической и религиозной жизни общества. Абигейл Адамс (1744–1818), считающаяся первой американской
феминисткой, сказала тогда: «Мы не
станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти,
которая не представляет наших интересов». Многие исследователи считают, что
настоящей целью суфражисток было посредством права голоса войти в структуры
власти.
Причиной
первой волны феминизма в Западной Европе
послужил промышленный переворот. В 30-х гг. XIX в. начался бурный рост
промышленности. Стали возникать большие города, мелкие хозяйства разорялись, и
соответственно ломался веками
устоявшийся патриархальный уклад. Растущие как грибы фабрики и заводы требовали
рабочих рук, а одна лишь мужская сила
уже не могла удовлетворить промышленного монстра. Поэтому фабриканты с
заводчиками стали массово привлекать
женщин для работы по найму, быстро поняв, что это, к тому же и выгодно, ведь
женский труд ценился дешевле. Превратившись
в конкурента мужчинам на рынке труда, женщины
стали требовать себе гражданских прав наравне с мужчинами. Активистки женского движения пытались
доказать, что женщина нуждается в большем, чем только быть домашней служанкой. Опять-таки находились представители сильной
стати, подогревшие чаяния активисток вырваться из лона семьи. Так, английский
философ и экономист Джон Милль (1806–1873) заявил, что брак является
единственным видом рабства, признаваемым новейшими законами, а воспитание
женщины и выработка в ней ожидаемых слабостей ограничивают свободу ее
жизненного выбора и обрекают на роль сексуального объекта. Милль призывал
женщин подняться из положения прислуги до положения партнера.
С 1902 г. страны мира стали одна за другой предоставлять женщинам избирательные права. И
тут до праправнучек Евы стало доходить, что совмещать работу и
семью очень непросто: материнство
мешало им выполнять трудовые повинности и самореализовывать себя в
обществе. Тогда известная феминистка и основательница первой службы
планирования семьи Маргарет Сангер (1879-1966) помогла своим «сестрам» перейти
Рубикон. Предоставление своих услуг М.Сангер сопровождала следующими
заявлениями: "Женщина приковала себя к определенному месту в обществе и в
семье природными функциями материнства... Загнанная в этот "порочный
круг", женщина благодаря способности к деторождению создала и увековечила
земную тиранию... Воздвигнутые на фундаменте дремучего и покорного материнства,
эти тирании процветали благодаря исполнению женщинами этой природной
функции".
Вторая волна феминизма относится к 60-х
годах ХХ в. До этой поры
предпосылок для особой активности не наблюдалось: в военное и послевоенное
время ощущалась нехватка мужского населения, да и не до того было. Очухались
сторонницы женского равноправия только к 60-м годам, и сразу вспомнились
незавершенные мечтания суфражисток – занять места в органах власти. Характерной
чертой второй волны стал радикальный феминизм, представительницы которого
выступали против монополии мужчин в
культуре и образовании, половой дискриминации в общественной и почему-то
сексуальной жизни. Радикалки где-то раскопали остатки патриархата и выступали
за окончательное его искоренение. Любые выступления против однополых, а
особенно лесбийских семей они именовали «антиженскими», а на общественное
обсуждение были вынесены ранее запретные темы – сексуальные домогательства,
домашнее насилие, женское сексуальное удовольствие.
Третья волна феминизма началась где-то в начале 90-х гг. ХХ в. и
сосредоточилась она на роли полов и сексуальности. Чуть ли не как наука была
преподнесена квир-теория – направление, которое рассматривает сексуальные
отклонения от нормы: бисексуальность, гомосексуальность, интерсексуальность,
транссексуальность и др. Объявленная сексуальная революция провозглашала
половую раскрепощенность и призывала дам копировать мужское поведение –
практиковать короткие ни к чему не обязывающие романы, иметь в наличии
нескольких сексуальных партнеров и т.п.
Украинские берегини: феминистки поневоле
В течение XIV — XVIII ст. семья в Украине была
патриархальной. Главами семей были мужчины, а
жены – их верными и послушными спутницами. Женщинам не приходилось
зарабатывать себе на кусок хлеба, так как они всю свою жизнь находились под
чьей-то опекой. До замужества девочек опекали родители, а в случае их смерти –
ближайшие родственники. Жена находилась под опекой своего мужа, а если тот умирал, то у нее и ее детей появлялись другие опекуны —
«нарờчиті». Девочки сызмальства готовились
к роли жены и матери. Праотцы
наши лучше нас понимали, что брак – это нечто вроде сделки, поэтому новая семья
обычно образовывалась на основе договоренности между родителями жениха и
невесты. Таким образом родители брали
ответственность за будущее своих детей, а особенно дочерей. Дабы мужу было неповадно попрекать жену куском
хлеба, была предусмотрена экономическая защита замужних женщин. Во-первых, жена
приносила в дом своего благоверного приданое, которое оставалось ее собственностью
в течение всей жизни. Приданое давало
женщине право находиться в брачных отношениях на равных с мужем, и именно
поэтому оно выставлялось напоказ общественности. В зависимости от зажиточности родителей приданое
невесты составляли одежда, предметы домашнего обихода, деньги, земельный надел, ценные украшения из золота и
серебра, белье, мех, конные экипажи, скот, и т.п. Имущество, составляющее
приданое невесты, документально оформляли в виде реестра. Во-вторых, жених
перед свадьбой выдавал свой невесте юридический документ – «вìновий
запис», который вносился в общественные
и земские актовые книги. «Вінờвана
дружина» могла свободно распоряжаться своим вìном как при жизни мужа, так и после его смерти. Как правило, вìно состояло из двух равных частей:
первая часть обеспечивала целостность приданного, а вторая называлась
"привìнком". В
итоге вìно обычно составляло
двойную стоимость приданого.
Еще начиная с
XI в. девочки обучались при женских монастырях
шитью, вышиванию, пению, арифметике и письму. С конца XVIII в. стали возникать частные
пансионы, курс обучения в которых составлял 4-6 лет и где дéвицам преподавали
Закон Божий, историю, географию, арифметику, геометрию, рисование, музыку,
рукоделие и иностранные языки. Содержались частные пансионы главным образом
иностранцами, поэтому правительство не особо поощряло их деятельность. В XIX в.
в Харькове, Полтаве, Одессе, Киеве и Керчи открылись Институты благородных
девиц (по типу того, который существовал в Петербурге), чтобы дочери обедневших
дворянских семей могли зарабатывать себе на жизнь, работая учительницами и
гувернантками. Но вскоре богатые дворяне и купцы стали отдавать туда своих
дочерей в альтернативу домашнему воспитанию.
Раздельное обучение в пансионах, гимназиях и институтах объяснялось
различными целями и программой обучения. Считалось, что девушкам надо дать не
столько научные, сколько практически-энциклопедические знания. Учителя
природоведения учили девиц правильно вести домашнее хозяйство, арифметику
ограничивали начальными знаниями (алгебра не изучалась). Особое внимание
уделялось музыке, танцам и иностранным языкам.
Во второй половине ХІХ в.– начале ХХ в. ситуация резко изменилась. Во-первых,
промышленный переворот докатился и до Украины. Началось вовлечение девушек и
женщин в общественное производство, и в связи с этим образование девушек стало более
профессиональным. В Одессе и Киеве открылись женские коммерческие
училища, где наряду с умением печатать
на машинке девушки получали знания по
коммерческой арифметике, счетоводству, коммерческой корреспонденции, политэкономии,
законознанию, товароведению. К началу XX в. почти во всех больших городах
существовали женские медицинские, политехнические, сельскохозяйственные и
архитектурные курсы. Во-вторых, как часть российской империи Украина не могла
остаться в стороне от революционного движения.
Девушки из разорявшихся дворянских семей и представительницы
разраставшегося разночинного слоя стали первыми помощницами революционеров,
анархистов, бомбометателей и основательницами женских обществ.
Большевики
воплотили в реальность многие пункты программ западных феминисток. В 1919 году
украинские женщины получили избирательное право. В
то время Советская власть сделала ставку на ускоренное развитие
машиностроения, строительства, тяжелой промышленности. Опять-таки, для достижения
грандиозных целей Советам нужны были рабочие руки. И здесь идеи феминизма
пришлись как нельзя кстати. А. Коллонтай,
озвучила цель советского режима: «Выковать из женского трудового резерва армию
работниц и крестьянок!». Советских женщин
вытаскивали из семьи где кнутом, а где пряником. Их усаживали на трактор,
ставили за ткацкие и металлорежущие станки, помещали в кресла пилотов и учили пользоваться
оружием. Чтобы «освобожденная» женщина могла работать
и заниматься общественно-полезным
трудом, создавалась сеть общественного
быта — столовые, прачечные, школы, детские сады, общежития. Притом,
понимая, что в обнимку с трактором представительница слабого пола долго не протянет, пропагандистские
кинофильмы внушали ей, что и личная жизнь советской женщины улучшится пропорционально ее трудовым достижениям:
председательшу колхоза полюбит такой же председатель, а звеньевую – лучший
парень на селе. Грянувшая вторая мировая война завершила процесс заглатывания
украинок в промышленную мясорубку: они
освоили почти все мужские профессии, в том числе и военные. А массовое истребление мужчин во время репрессий и войны
заставила украинских женщин стать
главами семей и руководителями
производств.
Вторая волна западного феминизма прошла мимо
представительниц прекрасного большинства СССР. С одной стороны, феминистическим
идеям не давал проникнуть «железный занавес», а с другой стороны и предпосылок
ни для какого феминизма в Украине не было. Но экономический и политический
кризис 90-х гг. привел к очередному кризису
семьи и всплеска интереса к жизни западных фемин. Если в советские времена
женщины имели пусть небольшой, но стабильный заработок на государственных
предприятиях, то когда последние перестали выплачивать зарплату, украинкам, чтобы прокормить семью, пришлось
переместиться на рынки, возглавить
частные предприятия, пойти наниматься главными бухгалтерами. В результате жены
часто стали опережать своих мужей в
карьерном росте и получать более высокий уровень зарплаты. Лидерство женщин в
семье и на работе равно как и
пропаганда западного образа
жизни, возродило интерес к феминистическим идеям.
Эра «освобожденной» женщины
Нынче уже
непонятно за что еще можно ратовать борцам за равноправие полов. Женщины имеют
право голоса, право заниматься бизнесом, право быть нанятой на работу, право
распоряжаться своим доходом, право быть представленными в органах власти (было
бы желание) и много других прав, которые
больше похожи на обязанности. Никаких опекунов для одинокой девушки старше 18
лет не предусмотрено, ведь она имеет право пойти на работу и заработать себе на
жизнь каким бы то ни было образом. Совместные
школы обучают девочек и мальчиков по одной программе. Отроковицы учат физику, химию, ловко развязывают
интегралы, которые подавляющему большинству из них никогда в жизни не
понадобятся. Женщины имеют право
содержать не только себя, но и детей, родителей, а часто и спутника жизни. Дамочки уже освоили почти все традиционно мужские
виды спорта: они тягают штанги и буцают друг друга на ринге. Беременные имеют
право ходить на службу, сидеть там целый день перед компьютером в душной
комнате. Притом на экранах телевизоров пропагандируется образ сексапильной бездетной незамужней юристки
(или другой бизнес-вумен) хорошо за 30, упивающейся своей работой, свободой и
отсутствием детей.
Но вот перед
нами результат опроса, который провела британская газета «Independent"30 лет после того, как
журнал “Cosmopolitan” убеждал своих читательниц, что они "могут иметь
все", современные женщины ропщут на то, что они чувствуют себя
переутомленными и перетруженными. Как вытекает из опроса, на смену
феминистическим идеалам 70-х пришло поколение разочарованных и находящихся в
депрессии женщин, которые изнемогают от потребности объединять карьеру с домашними
обязанностями и призванием матери. Две трети опрошенных работают на полные
ставки, и 60% хотели бы оставить роботу. А для многих женщин сладкая мечта о
том, чтобы иметь все - и карьеру, и семью - превратилась в страшный кошмар”.
О последствиях того, к чему приводит карьерный рост
в ущерб выполнения природной функции жены и матери воительницы за равноправие
обычно не распространяются. А жаль. Тогда бы им пришлось признать, что из-за
невозможности выполнять функции, возложенные на них природой (которую трудно
обмануть), женщины болеют. Так, согласно данным Всемирной организации здоровья
(WHO) от числа всех
случаев раковой болезни у женщин наиболее часто встречается рак молочной железы
(примерно 23%), на втором месте – рак матки (ок. 10%). Причем, наиболее высокий
уровень рака органов деторождения наблюдается в США, Канаде, Великобритании,
Австралии и большинстве стран западной Европы (53-101 случая на 100 тыс.) –
странах с развитыми феминистическими настроениями. Наиболее низкий уровень – в странах с патриархальным
укладом: Китай, Индия и большинство африканских стран (менее 19 случаев на 100
тыс). Среди причин возникновения рака молочной железы ученые называют
употребление оральных контрацептивов, бездетность, малодетность и рождение
первого ребенка в позднем возрасте (особенно после 30 лет).
Другое
последствие выхода женщины на роль
семейного и общественного лидера – деградация мужской части населения: мужчины чувствуют себя угнетенными и подавленными, а
заложенная в них природой роль лидера постепенно утрачивается. В
результате они в несколько раз чаще женщин заканчивают жизнь
самоубийством, спиваются, ведут антисоциальный образ жизни или, того хуже,
смиряются со своей вспомогательной ролью, превращаясь в «подкаблучников».
Гендерный уклон
В настоящее
время термин «феминизм» несколько себя изжил. Так как на государственном уровне идеи
феминизма было бы проводить глупо, то борцы за права женского и мужского(?)
равноправия трансформировали свою
деятельность и придумали ей новое направление – гендерная политика. Идеи гендерного равенства
очень сильны в Европе, куда так стремятся наши уважаемый Президент и
соответствующий Вице-премьер по европейской интеграции.
Уже сейчас в Европейском Парламенте доля
женского полу составляет около 30%. Тем не менее,
Комитет за права женщин и равных возможностей
при Европарламенте ведет борьбу за доведение этой цифры по меньшей мере
до 40%. Понятно, что Европа будет требовать и от Украины искусственного,
посредством квот, повышения процента берегинь в Верховной раде Украины и других
органах власти. Пока, к счастью, подобные законопроекты благополучно
проваливались (наверное, потому, что противоречат Конституции Украины), но есть
опасность того, что наши парламентарии дрогнут под давлением Евросоюза.
По данным Представительства
ООН в Украине наша страна является единственной страной мира, в которой более
50% рабочей силы составляют женщины. Сейчас в Украине активно действуют ок. 40
женских организаций, которые проповедуют
политику партнерства в отношениях полов, ратуют за равные права с мужчинами при
найме на работу, ведут борьбу за введение женских квот и т.п.
Тем не менее,
женским организациям было бы полезно приостановиться, чтобы призадуматься и впоследствии развить свою деятельность в
прямо противоположном направлении. Например, постараться защитить право женщин
на работу в традиционно женских профессиях (швейное производство,
искусствоведение, библиотекарское дело, модельный бизнес и др.) и получать при
этом пристойную зарплату;
противоборствовать каждому случаю использования женского труда на тяжелых
мужских работах типа разбрасывания мокрого асфальта; сделать нормой труд
матерей с неполной рабочей неделей и т.п.
Скажем прямо,
в современных условиях, когда стране и пенсионеров сложно прокормить, выполнить
такую программу на 100% практически невозможно, ведь современный
индустриально-технологически-предпринимательский спрут очень серьезно
подпитывается женским трудом. Когда-то он втянул в себя матерей и жен, сестер и
дочерей, и уже всех их ни сразу, ни даже постепенно из своих щупалец не
выпустит. Да и не все дамы согласятся уйти из активной жизни, так как в
технократическом обществе работа является для них прежде всего средством
общения. Но лозунгом организаций, не на бумаге пекущихся о подрастающем поколении
и здоровье женского населения, должен стать призыв: «Высокая зарплата –
мужчинам и социальная защита – женщинам!».
Ключевым
пунктом украинского женского движения
следовало бы сделать программу по
выравниванию существующей демографической ситуации. Спустя 60 лет после
окончания войны мы имеем следующие показатели:
в возрастной категории от 15 до
64 лет приходится 0,92 мужчины на 1 женщину, и это 206 место из 223 стран мира.
Притом, что в Украине рождается 1,05
мальчика на одну девочку, по достижению ними 30 лет ситуация значительно
ухудшается не в пользу молодых людей. По данным статистики смертность
украинских мужчин от внешних воздействий (самоубийств; убийств; летальных
случаев, связанных с транспортом и производством) почти в пять раз выше по
сравнению с женщинами. Среди тех, кому удалось остаться в живых – примерно 200
тыс. заключенных, 700 тыс. алкоголиков и наркоманов и не поддающиеся учету
бомжи. Здесь работы женским организациям – непочатый край. И вместо того, чтобы
сражаться за женский квоты и подталкивать женщин работать в мужских профессиях,
что приведет к вырождению нации и окончательному преобразованию женского
населения в существа среднего рода, наши
берегини могли бы приложить здесь свои нежные силы, чтобы вернуть хоть часть
мужеского полу в социальную жизнь, сохранить жизни тем юношам, которые уходят
от нас, не дожив до 30 лет и тем 40-летним мужчинам, которые в силу
психофизических особенностей не переживают этот критический для них возраст.
Что ж, феминистическое движение хоть и с переменным
успехом, но упорно и методично развивается уже около трех веков. Правда, при изучении истории феминизма не
оставляет ощущение, что какая-то
невидимая рука направляет его,
расставляет акценты, где-то финансирует, а где и что-то нашептывает, обещая
нечто взамен, от чего воительницы за мифическое равноправие полов не в силах
отказаться… И тогда вспоминаются бессмертные слова классика (см. эпиграф)…
Немає коментарів:
Дописати коментар