ЛИХА БЕДА ПОЧАТОК



            Напечатано Киевский телеграф 23-29 ноября 2007 г.



Ирина Солодченко


Днепропетровск – чуть ли не  единственный город в Европе, в котором  исторический центр планомерно замещается стеклянными коробками. Уникальность такого действа заключается в том, что происходит оно при полном попустительстве горожан. И даже наоборот, такой «шедевр», как «Мост Сити Центр», занявший целый квартал  и включающий две  высоченные башни, пользуется огромной популярностью. Только и слышно кругом: «А вы уже были  в «Мосте»? Как??? Еще не были???». Архитектор Игорь Задоя может гордиться собой: он оказался  в нужное время и в нужном месте.
           
            Исторический центр Днепропетровска расположен на месте бывшей козацкой слободы Половица, у подножия одного из трех холмов. А на самом холме, главной возвышенности  города, в XIX в. был возведен Потемкинский дворец (промоушен одноименного фаворита Екатерины II). Однако планы Потемкина и подконтрольных ему архитекторов перенести центр на взгорье не имели успеха. И  до сих пор  днепропетровцы под  центром подразумевают место вокруг Центрального универмага до Нового моста, площадь Ленина и проспект К. Маркса примерно до парка им. Лазаря Глобы.
Жилая застройка центральных районов города конца XIX в. состояла из 2-3-этажных домов, выполненных в Екатеринославском кирпичном стиле. Здания имели  неоштукатуренные фасады, а из красного кирпича  выполнялись разнообразные архитектурные детали: дверные порталы, оконные наличники, цоколи и карнизы, колонны, полуколонны, пилястры, капители. Немало подобных строений сохранилось доныне по улицам Шевченко, Комсомольской, Исполкомовской и др.
В  целом,  исторический центр, доставшийся современным жителям Днепропетровска от предков, еще сохранил местами свою неповторимость. Если не лететь сломя голову по надуманным делам, а поднять эту самую голову вверх, то можно увидеть, как предыдущие зодчие усердствовали, чтобы возводимые по их проекту строения радовали глаз не только их современникам, но и неблагодарным потомкам. Там – ажурные балкончики украшают вроде бы простое зданьице, там – колонны придают строению торжественность. Все украшения – в меру и к месту. И тогда понимаешь, что профессия архитектора  сродни профессии модельера: оба они не имеют права перейти грань, за которой их творения становятся аляповато-безвкусными.

«Старое должно уступить место новому»

За последние 10-15 лет многие старые здания (включая костел, национализированный в свое время властью рабочих и крестьян) перешли в приватные руки, которые стали менять лицо исторического центра Днепропетровска. Появилась тенденция – застраивать арки и пространства между домами, под видом реставрации полностью изменять вид приобретенного строения. Частные  владельцы разделились на два типа. Одни стараются сохранить сложившийся стиль города, и есть среди них даже такие, кто проходит специально для этого курсы архитекторов. Например,  реконструированное здание на ул. Баррикадной (ресторан  «Репортеръ»)  и торговый  центр «Grand Plaza» стали достойным украшением города.   Другой категории инвесторов не нужно проходить никакие курсы, чтобы поставить перед архитектором немудреную задачу: «Побольше  этажей и поменьше изысков». От таких инвесторов пострадало самое что ни на есть ядро исторического центра, находящееся  за Центральным универмагом. Малоэтажные здания старого Екатеринославского стиля там продолжительное время не реконструировались и пришли в жуткое запустение. Речи о том, чтобы как это делают на киевском Подоле – где-то перестроить, где-то восстановить, а где-то даже и создать что-то новое в стиле XIX  в. – даже не велось. Напротив, днепропетровцам вбивали в голову, что все эти гнидники и клопятники не представляют никакой исторической ценности, и реконструкции не подлежат. Затем на подготовленную почву были брошены  мессиджи типа  «Старое должно уступить место новому» и «Город задыхается от недостатка стоянок, развязок, разворотов, остановок маршрутных такси». Первыми пали улицы Исполкомовская и Миронова,  которые были преподнесены горожанам, как новые места для свиданий, гуляний и развлечений. На ул. Исполкомовской возвели торгово-деловой центр, напоминающий каземат, а на ул. Миронова – огромный стеклянный магазин.
И вот теперь подготовленный днепропетровец равнодушно смотрит на последний аккорд: снесение остатков малоэтажных кирпичных домов и строительство высотных торговых центров.   В сентябре 2006 г. был торжественно открыт пресловутый «Мост Сити Центр».  «Мы намеренно поднимали эстетическую планку, чтобы люди достигли ее и воспринимали как само собой разумеющееся», – сказал о своем творении архитектор Игорь Задоя.  Какова эстетическая планка данного заведения можно узнать, заглянув на первый этаж. Страшное  сходство с местным вещевым рынком «Славянский» с той разницей, что среди т.н. бутиков  и торговых прилавков расположились кафе и закусочные (один из владельцев которых цинично использовал имя далекого от коммерции композитора, назвав свое заведение «чайкоffский»). Простенький фонтанчик, лавочки из прутьев, на которые по идее архитектора должны плюхаться усталые, но довольные собой мужья в ожидании своих шоппирующих супруг, кадки с искусственными деревьями дополняют «пейзаж». Относительно низкие потолки усиливают ощущение замкнутого и тесного помещения. На втором этаже – в зоне  развлечений (боулинг, бильярд, кинотеатр) – ситуацию усугубляет звучащая со всех сторон разная бравурная  музыка. Детская зона «Игроленд»  состоит в основном из аттракционов и компьютерных игр, где не пищат  и не сверкают только пластмассовые жираф и слон с импортными физиономиями.  Стеклянный запыленный купол,  который, по всей вероятности, подразумевался с целью  дать естественное освещение и хоть какое-то ощущение пространства, не спасает положения. После   получасового хождения по этажам и коридорам у автора развилась клаустрофобия. Как увязал архитектор Задоя свое творение с прилегающими районами, становится понятным на выходе. Глаз  упирается в безобразное строение, представляющее собой стеклянную высотку с куском облицовки, примерно до третьего этажа в виде старого здания. Впечатление,  как если бы  на домик XIX в. сверху поставили печально известный Всемирный торговый центр.
Хотя успокоим архитектора и его доблестных заказчиков. Масса посетителей чувствовала себя в своей тарелке и воспринимала «Мост» и прилегающие к нему новостройки как  «само собой разумеющееся».
Прогноз неблагоприятен
Только  в июле 2007 г. Днепропетровский городской совет V созыва  принял генеральный план г. Днепропетровска, который приостанавливает размещение объектов высотного строительства  в центральной части города до разработки и утверждения соответствующей градостроительной концепции. Как будто кто-то отмашку дал: «Теперь можно!»  
Но все это уже поздно.  Общественное мнение сформировано, горожане привыкают к новому лицу города, а голоса некоторых недовольных тонут во всеобщем одобрении. В частности, днепропетровских архитекторов Олега Сенина и Андрея Музыченко удручает пропагандируемый ныне стиль минимализма в архитектуре, заключающийся в отсутствии каких-либо деталей, балконов, нарушении пропорций и серой цветовой гамме. Они  считают, что можно критиковать даже не стиль, а способ и место, где появляются деловые центры. В Европе тоже строятся здания, подобные «Мости Сити Центр», но их возводят в районах новостроек или на окраинах полисов, а никак не на месте столетних кварталов. 

Молчание – знак согласия

Уже неважно, имеются ли на руках инвесторов, перекроивших Днепропетровск по своему невзыскательному вкусу, соответствующие разрешения. Наверное, имеются. А может и нет. Не имеет значения. Ответственность  за перелицовку города лежит не на инвесторах с архитекторами, а на жителях города Днепропетровска, которые равнодушно созерцали за процессом  сноса исторического центра.  А вот когда в одном городе на Неве «Газпром» только намеревался отгрохать для своего офиса похожий на кукурузный початок небоскреб, то петербуржцы  не смогли равнодушно даже слышать о готовящемся надругательстве над их городом, а не то, чтобы наблюдать за  ходом строительства. В сентябре 2007 г. на митинге  «Марш за сохранение Санкт-Петербурга» актер  Олег Басилашвили заявил: «Когда мне говорят, что шпили Петропавловки и Адмиралтейства устарели, что городу нужен новый символ в виде 400-метровой кукурузины, все переворачивается во мне. Не позволим нарушить перспективу города, спроектированную Петром I».
…А в это же время  в городе на Днепре окрыленный  успехом архитектор Задоя не собирается останавливаться на достигнутом. На городском сайте размещена информация о том, что на деловом завтраке в  деловом центре «Созидатель» он представил два новых высотных проекта в центре города: 35-этажное сооружение в районе пересечения улиц Ленина и Чкалова и 30-этажный жилой комплекс на пересечении улицы Чкалова с улицей Артема. Эти объекты, по словам автора проекта, «отвечают современной идеологии строительства, цель которой - создать комфортный микроклимат для проживания людей, несмотря на тесную территорию». 



Немає коментарів:

Дописати коментар